Праздник 1960-х

Праздник 1960-х

19 ноября 2010 г. в Городской библиотеке откроется выставка Городского музея «Искусство Омска» — «Праздник 1960-х. Советская открытка».

Представлены праздничные открытки 1960-х годов из собрания семьи омских фотохудожников Фрумгарцев и других частных собраний.

Праздник — это особый момент времени, когда Мир вновь обретает смысл, возрождается. Таковы архаичные праздники Нового года, когда проходит цикл и мировой порядок должен быть сотворен заново. Но таковы и современные политические и общественные праздник. Еще один год без войны, еще один год, как человек прорвался в космос, еще одни год социалистической эры.

60-е годы это тоже особый момент времени — начало нового. Этот особенный характер времени, он не прерогатива советского общества: на всей планете происходили серьезные перемены. Уже после 1-й мировой войны людям казалось, что пережитый ужас никогда не может и не должен повториться. Но прошло каких-то 20 лет и повторилось еще ужасней. Уроки, которые человечество должно было извлечь, тогда не были извлечены. Прошло еще 20 лет после 2-й мировой войны, и выросло новое поколение — детей войны, и НЕ ПОВТОРИЛОСЬ — человечество извлекло урок.

И этот мир стал началом нового — восстановленные после войны города, кибернетика, атомная энергия, космос, освобождение колоний, молодежная революция, рок-н-ролл, наконец.

Советские открытки 1960-х годов рассказывают о том, какими были эти годы для нашего общества. Открытка 1960-х — это не только свидетель, но и важная примета времени. Во-первых, именно в это время открытка становится массовой. Открытку изготавливают не только для почты (почтовые карточки), но еще больше как произведение искусства, её издают такие издательства, как «ИЗОГИЗ», «Советский художник», «Искусство».
Во-вторых, 1960-е — это время первых значимых советских юбилеев: 50 лет Октябрьской революции, 50 лет Советской Армии, 50 лет Комсомолу. В 1965 году впервые повсеместно был организован и официально отпразднован 9 мая — День Победы. Именно юбилеи задали будущую праздничную культуру в СССР.

Мы начинаем отсчет 60-х с 1957 года, когда в Москве прошел VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов. Именно тогда воздух свободы, атмосфера праздника, ворвались в нашу жизнь. Импульс, заданный фестивалем проходит через все 60-е. В 1957 годы был спущен на воду атомный ледокол «Ленин», а в космос запущен первый советский спутник. В 1961 году в космос впервые полетел человек — Ю.А. Гагарин, а Н.С. Хрущев с трибуны XXII съезда КПСС объявил на весь мир: «Нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме!».

Казалось, что Будущее торопит людей, все в жизни приобрело особое значение и смысл. Теперь мы знаем, что ни прожекты Генерального секретаря, ни утопии советских фантастов — не сбылись. Праздник общего «Светлого Завтра» оказался очень далек. Но поздравительные открытки 1960-х были ближе к реальности, чем программные документы.

Мало какой праздник не обзавелся открыткой, посвященной советским победам в космосе. Приметой времени стали и малометражные, но отдельные и желанные квартиры в «хрущевках», первых панельных многоэтажках, тоже присутствующие на открытках. Телевизор, атомный ледокол, нефтеперерабатывающие заводы и многое другое из того времени есть на открытках.

Все открытки, представленные на выставке, объединены понятием «суровый стиль», создавший романтические образы первопроходцев 1960-х годов — строителей, геологов. Советский трудовой праздник в 1960-е лишился своей нарядной атрибутики ликования и изобилия. Суровая красота людей труда передавалась четкими пятнами, темным цветом, резкими линиями.

Удивительно, что открытка, вобрав в себя суровый минимализм эпохи, создала свой — лаконичный, но изысканный язык. Новая искренняя, наполненная надеждами жизнь обрела в этой малой художественной форме своего важного вестника. Художники открытки искали новых решений — композиционных, цветовых, образных. Источником их поисков стали безукоризненные графические опыты прошлого — стиль модерн, открытия В.А. Фаворского.

Открытка 1960-х годов проста, она лишена полиграфической изощренности, зато наполнена творчеством и художественностью. Характерной чертой открытки является незаполненное пространство листа, его «воздух», дающий возможность свободного зрительного движения — разглядывания, узнавания. Само изображение (рисованное, фотоснимок) располагается ассиметрично на листе, концентрируясь в пределах важного информационного сгустка — «окна в мир», то в виде четкого прямоугольника, то неправильной формы — очищенное запотевшее. Узнаваем шрифт — рубленный, рукописный. Часто художник использует в качестве фона декоративную фактуру мозаики — распространенного вида монументального творчества тех лет.

Кураторы: Г. Гурьянова и Е. Груздов.

пт 19 ноября — вс 19 декабря 2010
  Центральная библиотека 10:00 — 18:00